16 июня в Москве состоялась ежегодная международная конференция Creon «ПВХ 2011».

В четверг 16 июня в Москве состоялась ежегодная международная конференция Creon «ПВХ 2011». Золотым спонсором мероприятия стала компания «ХимТрейдингГрупп», спонсорскую поддержку оказал «Центрополимер», партнерскую – «Трансхим». Форум прошел при поддержке ИАЦ «Кортес». Несмотря на напряженную ситуацию на рынке и давний конфликт интересов между различными его участниками, мероприятие прошло в спокойной и конструктивной атмосфере. Ситуация на российском рынке ПВХ достаточно сложная и, вместе с тем, интересная для всех игроков индустрии. В расчете на рост спроса и повышение цен переработчики и трейдеры, набрав кредитов, создали большие складские запасы ПВХ и готовой продукции, однако традиционный сезонный рост спроса значительно запаздывает. Если рынок не оправдает ожидания игроков отрасли, то многие его участники к концу сезона могут столкнуться с серьезными финансовыми проблемами. Об этих опасениях в приветственном слове перед собравшимися упомянул генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.

С обзорным докладом о тенденциях развития российского рынка ПВХ выступила начальник отдела маркетинга компании «Русвинил» Наталья Проскурякова. В 2010 году российский рынок ПВХ достиг рекордного объема примерно в 1 млн т, причем в основном его рост обеспечил столь же рекордный импорт. Конкуренция между импортерами обострилась: поставки европейских поставщиков перестали быть значимыми, тогда как американский ПВХ оттеснил китайский и по итогам 1 квартала 2011 года доля США в структуре импорта превысила 50%. Лидирующие позиции европейские производители сохранили только в поставках эмульсионного ПВХ. При этом американский ПВХ по цене практически не отличается от продукции отечественных поставщиков, азиатский несколько дороже. В целом, цены на полимерное сырье плавно растут, однако прогнозируемый отдельными игроками резкий рост цен в 2011 году пока не начался. Спрос на ПВХ, согласно «пессимистичным» оценкам «Русвинила» в 2011 года вырастет только на 10%, поскольку активность в строительном секторе остается невысокой, а именно он является главным двигателем отрасли.

В то же время структура импорта ПВХ в Россию может радикально измениться в самое ближайшее время, поскольку новое производство мощностью 300 тыс. т в год было запущено «ЛУКойлом» в украинском Калуше. По словам Кирилла Попова, заместителя начальника Управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки нефтяной компании, пока стратегия реализации не разработана, компания будет продавать ПВХ в первую очередь крупным конечным потребителям, а не трейдерам. Что же касается перспектив рынка, то г-н Попов оценил их еще более скептически. По его словам, Россия уже сейчас потребляет ПВХ на душу населения больше, чем мир в среднем, а структура потребления перекошена в сторону пластиковых окон и другой аналогичной продукции, а не компаундов и труб, как в Европе. По мере насыщения рынка и ужесточения экологического регулирования, спрос на ПВХ в России будет снижаться. Именно с отказом от ПВХ по экологическим соображениям докладчик связал сокращение его потребления в США и появление на рынке свободных объемов американского полимера.

Иной взгляд на рынок ПВХ представил Михаил Турукалов, главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ «Кортес». По его мнению, появление на рынке больших объемов американского ПВХ связано с сокращением потребления не в силу отказа от полимера по экологическим соображениям, а в силу резкого уменьшения объемов жилищного строительства из-за экономического кризиса. В целом же только за пять лет потребление ПВХ в России выросло более, чем на 30% и участники рынка вполне естественно предполагают, что рост продолжиться. Суммарные мощности по выпуску ПВХ в России при реализации всех заявленных инвестиционных проектов могут вырасти к 2015 году с 642 до 1489 тыс. т.

Точку зрения трейдера на российский рынок поливинилхлорида выразил руководитель департамента крупнотоннажных полимеров «ХимТрейдингГрупп» Станислав Кривопуско. По его мнению, рынок ПВХ в России в этом году вырастет не менее, чем на 20%, причем в основном за счет увеличения импорта. На рынке резко активизировались как переработчики, так и трейдеры, из-за чего рынок оказался «перегретым» и предсказать, как изменится цена в июле-августе сложно. На понижение цен работает позднее начало сезона и неизбежный приток на рынок ПВХ «ЛУКойла», на повышение – в основном внеэкономические факторы. В Японии из-за недавнего землетрясения объемы предложения ПВХ сократились, что может снизить поставки китайского полимера в Россию, проблемы из-за ураганов и наводнений испытывают и американские производители. Кроме того, китайский ПВХ транспортируется в Россию через китайско-казахстанскую границу, пропускная способность которой невелика, что ведет к задержкам поставок. «ХимТрейдингГрупп» сейчас ищет новых поставщиков ПВХ в Россию, в частности на эту роль могут претендовать LG, SABIC и заводы Ирана. От возможного обвала цен при низком спросе и увеличении предложения трейдеры, по словам г-на Кривопуско, пострадают куда меньше переработчиков, поскольку уже успели продать им ПВХ, за который те платили за счет взятых в банках кредитов

По словам главы компании Creon Фареса Кильзие, конференция полностью подтвердила предположения о том, что российский рынок ПВХ перегрет. Впервые участники рынка дают принципиально разные прогнозы темпов роста спроса, эта неопределенность вызывает большую озабоченность, потому что если рост спроса не оправдает надежд переработчиков, многие из них окажутся в крайне сложном положении. Несомненно, что российский рынок сумеет преодолеть нынешние трудности, однако число его участников сократится. Развивать отрасль дальше будут крупные, конкурентоспособные, «взрослые» переработчики, способные сохранить как высокий технический уровень индустрии, так и рыночные принципы.