Главная / О трендах потребления базовых строительных материалов

О трендах потребления базовых строительных материалов

Отраслевое событие, которое традиционно проходит в Москве, в этот раз собрало специалистов в области фасадов, кровель, окон, изоляции и стеновых систем на петербургской площадке. С учётом климата и других условий эксплуатации фасадов зданий в городе на Неве своими практиками поделились представители комитета градостроительства и архитектуры Петербурга, Союза Реставраторов Петербурга, Жилищного комитета Петербурга, представители архитектурных и проектных бюро, производители материалов.

Особый интерес участников BUILDING SKIN PETERSBURG вызвало выступление Михаила Бурмистрова, генерального директора INFOLine-Аналитика, который выступил с докладом «Ключевые каналы и драйверы потребления базовых строительных материалов». В данном исследовании были обозначены основные тренды развития рынка в 2019 г.

По данным INFOLine, по итогам 9 месяцев 2019 года объём работ по виду деятельности «Строительство» вырос в сопоставимых ценах на 0,3% до 6,1 трлн рублей. Все больше строительных организаций вынуждены привлекать кредитные ресурсы: их суммарная задолженность за 9 месяцев 2019 года выросла на 13% до 1,36 трлн рублей, при этом 20,4% кредитов признано просроченными.

По оценке экспертов INFOLine, можно выделить три ключевых направления потребления базовых строительных материалов. Первое – это жилищное строительство (массовое строительство, B2B сегмент). Среди отрицательных трендов развития этого сегмента — стагнация по вводу жилья и консолидация рынка. В плюс сектору – увеличение доли жилья, сдающегося с отделкой. Не менее важен для производителей стройматериалов и B2C сегмент «ИЖС и ремонты». Здесь отмечается снижение покупательской способности и реальных доходов населения. Однако фиксируется и такой положительный тренд, как рост площади объектов ИЖС, что обуславливает большее потребление стройматериалов.

Относительно стабильна ситуация в коммерческом строительстве. Фиксируется рост ввода площадей торговых центров; сохранение активности в этом сегменте прогнозируется в 2020-2021 гг. Всё неплохо и с вводом логистических объектов: здесь отмечаются стабильные объёмы ввода в 2016-2019 гг, позитивный прогноз по вводу сохраняется и на 2020-2021 г. В относительном плюсе пребывает инфраструктурное строительство. В этом сегменте отмечается расширение сфер применения современных материалов, идёт реализация ФЦП ремонта и реконструкции аэропортов. Но развитие тормозится высокой зависимостью от регулярности и объёмов госвложений.

Расчёты INFOLine подтверждают и выводы аналитиков PAROC о том, что ипотека остается драйвером развития жилищного строительства России. Около 45% жилья приобретается в России с помощью ипотечных кредитов. В 2018 году совокупная сумма ипотечного кредитования достигла 3 трлн рублей (1470 тыс.кв.м). Любопытно, что по объёмам жилья с готовой отделкой Санкт-Петербург и Ленинградская область уверенно обходят Московский регион. В 2018 году это было 67% против 49%. В 2018 году – 66% против 54%. При этом большинство опрошенных потребителей, которые стали владельцами подобных объектов, не были довольны качеством отделки, считая, что ремонт не соответствовал заявленному и было допущено множество технологических нарушений.

Как считают в INFOLine, тренд рынка – снижение общей площади квартиры – продолжает укрепляться. Если в 2012 году средняя площадь квартиры составляла 59,5 кв.м, то в 2018 году уже 51,4 м. Выросла и доля однокомнатных квартир: с 39% (2012 г) до 47%, В то время как доля трёх- и четырёхкомнатных квартир постоянно снижается. Высокая стоимость жилья в Москве обуславливает появление квартир площадью чуть более 11 кв.м. Стоит такое жилье около 3 млн.рублей.

По прогнозу INFOLine, развитие сетей DIY в 2019 году будет не менее успешным. Напомним, за 2018 год ТОП-10 ритейлеров показали рост выручки на 17%. Их суммарная выручка с учетом НДС составила 600 млрд рублей. В текущем году прогнозы по динамике продаж ещё более оптимистичные. Более 90% представителей DIY–сетей сообщили, что ждут в 2019 году роста продаж.

Источник: PAROC